Новогодняя сказка 2006

На встречу нового 2006-го года мы задумали осуществить давнюю мечту – поехать на зимнюю рыбалку в Норвегию. Мы уже как-то отмечали новый год на подледной рыбалке и этот новый год хотелось встретить как-нибудь, чтоб запомнилось, хотелось чего-нибудь эдакого.

 Для успешного воплощения мечт в инете была просмотрена вся информация по данному вопросу. Забегая вперед, скажем, что информация по Норвегии не всегда отличалась объективностью и полнотой изложения. Мало наших соотечественников бывало в Норвегии продолжительное время, и мало кто из них писал подробные отчеты в Интернет. В результате, часто можно было прочитать такие вещи, которые мог написать только человек, побывавший в Осло на полудневной автобусной экскурсии, но с претензией на то, что он лучше всех знает Норвегию. Со своей стороны постарались всю информацию изложить честно и просто.
Уезжали мы в ночь на 30-ое декабря на своем авто по маршруту: Москва-Спб-Хельсинки-Турку-Стокгольм-Осло-Лиллехамер-Олессунн-и обратно. Планировать путешествие начали с приобретения билетов на паром и бронирования отелей. Т.к. на пароме предполагалось плыть непосредственно в новогоднюю ночь, то купить билеты, естественно, оказалось не так просто: всюду продавали круизы на 3 дня. Например, компания «Силья Лайн» полностью перешла на обслуживание круизов, и везти в один конец просто пассажиров отказывалась. Посему пришлось покупать билеты не из Хельсинки, а из Турку, несмотря на прибытие в Стокгольм в шесть тридцать утра, чего делать, конечно же, не хотелось. Понятно, что после перегона Москва-Спб-граница ехать сразу до Турку без ночевки было весьма утомительно. Поэтому решили не напрягаться, выехать на день раньше и ночевать в Хельсинки. В итоге сделали всё верно, так как из-за плохой погоды перегон Москва-граница дался весьма тяжело и занял почти сутки. Кроме погоды задержались из-за предновогодних пробок в Питере и нескольких страшных аварий на трассе, в том числе с участием автобуса и нескольких фур, подробности описывать не буду.
Когда с билетами и датами стало более-менее ясно, я забронировал по и-нету гостиницы и коттедж на берегу фьорда, что мне незамедлительно подтвердили по мейлу. После чего я с распечатанными письмами и анкетами (скачал на сайте посольства), описанием маршрута, мед. страховками и гринкартой явился в норвежское посольство, и через неделю мы без проблем получили норвежские визы на нужные нам 16 дней. Как правильно заполнять анкету я прочитал в FAQ на авто.ру, шенгенских виз у нас было уже несколько, так что проблем с визами и не ожидалось.
Несколько советов: 
1. Если путешествуете с женой, то не нужно являться в посольство вдвоём. Но личное присутствие хотя бы одного обязательно.
2. Приходить лучше не к открытию, а без нескольких минут 11 утра, тогда основная очередь успевает разойтись. 
3. Фотографии на визу цветные 3,5Х4,5. 3Х4 могут не взять, хотя на сайте посольства написано иначе.
4. Анкеты заполнять в двух экземплярах, по-английски, с личной подписью каждого.

 

Во время проезда насквозь Петербурга очень выручил только что купленный GPS с загруженной в него «родной», посему весьма приблизительной картой Европы. Эта штуковина позволила держать в незнакомом городе правильное направление и объезжать предновогодние пробки абсолютно без знания города. Отличная игрушка! По сообщениям в и-нете могло показаться, что на новый года в Финляндию собрались ехать половина страны. Мы ждали, что на границе будет очередь, но таковой совершенно не оказалось даже в субботу вечером, после работы. Вероятно, большинство народа поедет в последний день 31-го, ну и славненько. Оба погранперехода прошли за 20 минут. Никто ничего у нас толком не смотрел, кол-во водки не проверял, хотя барахла у нас было подозрительно много - полный багажник и заднее сидение. И вообще все пограничники были какие-то расслабленные. Так что при желании провезти можно было хоть атомную бомбу.:) Даже стало обидно, что мы такие законопослушные и водки взяли строго по литру, как предписано. :)

 

По ухоженной финской дороге без проблем доехали до Хельсинки, по распечатанной карте сразу нашли гостиницу и немедленно задрыхли. Очередной раз удивило то, что дорога от Москвы до Питера, посыпанная советским песком, измазала машину просто ужасно, а по дороге от границы до Хельсинки, в условиях оттепели, она стала чистой как после автомойки. Куда они у себя грязь девают, жрут они её чтоли… загадка!

 

Утром погуляли по Хельсинки, встретили огромное количество соотечественников, которые, увы, отличались от иностранцев особенностью одежды и макияжа дам и лексиконом мужчин. Попутно прикупили забытые дома DVD-диски для камеры. Расслабленно перекусили, погрузились в машину и прибыли в Турку для погрузки на паром.

 

Новый год отмечали на пароме "Викинглайн", причём трижды: по-московски, по-фински и по-шведски. Основной ресторан парохода со шведским столом был плотно оккупирован уже весьма тёплыми соотечественниками с туристических автобусов, и идти туда совсем не хотелось. К счастью, нашли местечко в небольшом дорогом, но безумно уютном ресторанчике с итальянской кухней, где наших не было, пока какая-то компания не вторглась со своим алкоголем и не начала балагурить. Наверное, можно было бы гордиться за нашу страну, что объявления на пароме теперь дают и на русском языке, если бы не поведение соотечественников за границей. Увы… Хотя, многие финны-шведы обоего пола тоже бродили по парому в состоянии полного изумления, но как-то они никого не напрягали, ни к кому не приставали и если и орали матом, то исключительно не по-русски. По ходу парома постоянно то тут то там вспыхивали огни салютов, на многочисленных островках в домиках горели праздничные огоньки, и вообще ощущение новогодней сказки было с нами! Попутно удивились, что наш ЖПС знает все бакены и маяки в Ботническом заливе. Жаль только, что прибываем рано, до Осло перегон не маленький и надо раньше лечь и выспаться.

 

Утром прибыли в Стокгольм. Проснулись сдуру на час раньше, позабыв про разницу во времени с Финляндией. Поскольку предполагаем поподробнее познакомиться с городом на обратном пути, то сейчас гоним в сторону Норвегии. Непривычные ощущения- 1 января, семь утра, а я трезвый за рулём. Расстояние 500 км покрыли за пол-дня. Дорога была не без интереса: то туман (зимой!!), то дождь-снег, то солнце и искристый снег. Но качество дорожного покрытия позволяло ехать без проблем. Вообще это отдельная тема- у нас с постоянным риском для жизни средняя скорость по трассе обычно получается около 75, а тут безопасно и не нарушая практически ни одного правила едешь со средней около 90. В Осло поселились в великолепном антикварном отеле с огромным камином в холле. В самом историческом центре отель высокого класса обошелся всего за 100 евро, если пользоваться скидками сети отелей «Фьорд пасс», которых по Скандинавии больше двухсот. Если предполагается ночевать в отелях по ходу движения не один раз, то есть смысл найти отели какой-то одной дисконтной системы и останавливаться в них. Выходит заметно дешевле. Конечно, можно ночевать в хостелах по 40-60 евро, но мы доплачиваем даже не вдвое больше и останавливаемся в "4+" звёздах, выбирайте! Дисконтная карточка Фьорд-пасс на сезон 2006 у нас есть, если кому надо - обращайтесь.

 

Как пишут путеводители, Осло не похож на другие европейские столицы, а больше смахивает на провинцию. Мы категорически не согласны, тем более что сравнить есть с чем. Размеры и плотность города конечно небольшие, но при этом респектабельность, парадность и антикварность как раз и наводит на мысль, что именно в таком месте и положено находиться резиденции короля. Возможно, финансовый или промышленный центр и должен выглядеть несколько иначе, но в качестве официальной столицы Осло – пример для подражания. Городская ратуша весьма мрачного вида – первое, что видит путешественник, водя в гавань. Архитектура напоминает композицию из несколько поставленных и положенных красных кирпичей . Сейчас там раз в год – 10 декабря - выдают нобелевские премии, которые присуждает заседающий неподалеку в небольшом домишке нобелевский комитет. Собственно, на сегодня это действие – единственное значимое на весь мир событие, связанное с Осло. В городе есть также музей «Кон-Тики», на котором самый знаменитый современный норвежец – Тур Хейердал - знатно прославился своим путешествием во многом благодаря нашему «Клубу путешественников» и его ведущему, Ю.Сенкевичу. Есть музей и выставка Э. Мунка – одного из самых дорогих импрессионистов ХХ века и уж точно самого знаменитого скандинава. Его картины можно смотреть только солнечным утром, потому что после полотен «великого пессимиста планеты» становится зябко…

 
По Осло очень приятно просто погулять. Весь исторический центр проходится пешком максимум за два часа. Мы прошлись по аккуратненьким улочкам, посмотрели на смену караула у королевского дворца, больше похожую на парад трубочистов (видео около 700 мб). Осмотрели снаружи сам дворец и пришли к единому мнению, что у нас есть и получше, а этот очень похож на 1-ю гор. Больницу Москвы ?. Прошли в порт, где полюбовались картиной Осло-фьорда с различными корабликами и старой крепостью на горке.
 
Понаблюдали за тренировкой местных пожарных-спасателей, которые приехали на большом фургоне, построились, провели и инструктаж, вывесили флаг водолазных работ, двоих нарядили в акваланги и с пирса погрузили в холодную воду пускать пузыри, ну где ещё такое увидишь. Весь город и все его жители оставил впечатление безумной аккуратности, даже в мелочах, и при этом без нарочитой роскоши, без «новорусской голды».

 

Вечером мы уезжали в Лиллехаммер - столицу зимних олимпийских игр 1994 г. В этой столице проживает всего 23 000 жителей, что нисколько не помешало норвежцам провести мировое мероприятие на высшем уровне. Конечно, и настоящее города полностью крутится вокруг зимних видов спорта, начиная от картинок на стенах мотелей и кончая программами для отдыхающих. Тут полно самих норвежцев, приехавших с лыжами на выходные, тут всегда множество желающих заняться любым зимним видом спорта иностранцев. Все, что строили 12 лет назад, исправно работает и радует глаз и сегодня.

Переночевали в очень уютном мотеле той же дисконтной системы. Мотель настолько интересно и с любовью отделан, что мы около двух часов ходили и рассматривали на стенах картинки с троллями, комиксы про Лиллехаммер, фотографии олимпиады и многочисленные чучела разных зверей, которыми были заставлены ресторан и все витрины. На обратном пути обязательно заедем сюда еще раз.
  
 
Перегон Лиллехаммер-Оллесунн проходит через самое сердце гор. Автобаном тут и не пахнет. Всем, кто задумал проехать по норвежским дорогам 500 км за 5 часов, заявляем: это невозможно даже летом, не то, что зимой. Но дорога не кажется утомительной из-за потрясающих видов открывающихся гор и долинок с замерзшими водопадами. Водопады и водопадики, свисающие с высоты, имеют до десятка оттенков – от кристально-белого, синего, зеленого до красно-коричневого. Снимали на камеру и фотик чуть ли не сто раз и так и не устали восхищаться. «Ох, ах, ой, о-ей-ей!» произносилось не менее 50 раз за минуту на протяжении нескольких часов. Восторженного «какая красота» уже не хватало…
 
 
Отступление: когда мы ехали в Норвегию зимой, нас все спрашивали: что там делать? Что вообще смотреть в этой стране? Скажу: потрясающую первозданную природу в первую очередь. И зимой она не менее, а возможно, более величественна и потрясающа. Практически все время дороги проложены вдоль горных рек, которые вовсе не замерзли из-за порогов и перекатов. Не поленились, остановились и увидали, какие причудливые формы и цвета имеют камни и глыбы льда в бурных потоках. А еще буквально рядом проходит железная дорога, по которой частенько на бешеной скорости забавные двухвагонные электрички выскакивают из одного туннеля и скрываются в другом, пугая путешественников гудками.
 

А вообще же норвежцы, по-нашему, потомки троллей, которых они тут безумно нежно любят. Туннелей накопали просто прорву, пока до Олесунна доехали, у нас стала наблюдаться явная клаустрофобия от этих туннелей Тролли - добрые и трогательные, как оказалось, существа, живущие в горах. Культ троллей ощущается всюду: на картинах, в фигурках на улицах, на сувенирах, на стенах домов, в виде чучел в барах. Похоже, ни один норвежский дом не обходится без своего персонального тролля. Известные голливудские фильмы рисуют троллей ужасными и уродливыми существами. Неправда! Согласно первоисточникам, т.е. скандинавскому фольклору, тролли очень трогательные существа. Конечно, их внешность не слишком похожа на фотомоделей, но симпатична, добродушна и по-своему обаятельна. Надо ли говорить, что все наши человеческие слабости – желание вкусно и сытно откушать, посмотреть на красоты природы, воспитать детей и заняться любовью – им весьма присущи, даже несмотря на их хвост с кисточкой. ?

По почте нам пришло подробное описание проезда к нашему коттеджу. По нему мы без проблем нашли нужный паром через фьорд, поняли где и как свернуть с большой дороги на меленькую…
 Расписание основных паромов, автобусов и другая транспортная информация на сайте главного перевозчика Норвегии http://www.fjord1.no/en/ 

 

И тут мы всё поняли… Наш коттедж стоит на берегу малонаселённого фьорда и чем дальше мы уезжали вглубь, тем сказочнее становилась природа. Дорога петляет вдоль берега, а с обеих сторон фьорда встают высокие, сказочные, заснеженные горы. Между тем, как только мы добрались до моря, погода мгновенно поменялась: примерно плюс пять градусов, снега нет, всюду мох, пихты, а уже не сосны, бегущие ручейки. Не начало января, а конец марта по-нашему. Красотища! Наш коттедж нашелся практически точно по GPSу, первое, что почувствовали, выйдя из машины, был запах овец. Вот вам и обещанные 5 звезд ?… Однако запашок пропал, как только чуточку спустились к морю. Собственно наш дом стоит на мысу, рядом никого, кроме хозяев, сдающих коттедж, да и те метрах в 70-ти. Из всех окон открываются потрясающие виды гор и бесконечного извивающегося фьорда. Если не подниматься к сараю хозяев и не чувствовать запах овец, то покажется, что мы тут одни на всей планете. Такая панорама, что дух захватывает.

 

Кстати, хозяин наш оказался заправским фермером, позже, когда мы были приглашены на обед в Русское Рождество, он угощал нас собственноручно изготовленным пивом и сыром из молока этих самых овец ? А по рассказам стало понятно, что народец тут весёлый, а на правительственные ограничения по продажам спиртного дружно ответил ударным самогоно- и пивоварением, особенно в сельской местности. Завтракая утром, мы глазели на горы все семь дней, не успокаиваясь и никак не привыкая к такой величественной красотище. Подумать только, что когда очень давно тут земля разверзлась, и образовались трещины, которые незамедлительно заполнил Атлантический океан. Глубина напротив нашего дома достигала 450 метров! И это в 100 берега!!! Вообще же при первом выезде на лодке и померив глубины эхолотом, нам стало не по себе: до берега 5 метров, вниз15 (кстати очень прозрачная вода!), от брега 10 метров, под нами 35, еще 5 метров вперед - 20 метров вниз… В общем, в 50-ти метрах от берега эхолот зашкалил, что означало глубже двухсот метров. В некоторых местах доходило до того, что я причаливал носом 7-и метровой лодки в камни на берегу, а эхолот на корме в то же время показывал 30 метров!

 

Прямо скажем, к такому мы не были готовы. По рассказам норвегов, в этот фьорд заходит даже «Квин Элизабет», но только очень осторожно и т.д. и т.п. Оказалось, что тут довольно легко пройдет и даже развернется трансатлантический лайнер! «Квин Элизабет» ходит сюда ежегодно, «Квин Мери-2» - собственно самый большой и фешенебельный корабль, построенный только три года назад, - наверное зайдет в ближайший сезон, во всяком случае так с гордостью утверждали местные жители. О глубинах, которые невозможно измерить нашими приборами, нам рассказали карты, которые висели у нас на стенах.

 

Пол-дня пытались найти подходящее место для рыбалки: то слишком глубоко, то глубоко так, что даже не знаем, насколько ? В общем рыбачить было возможно как можно ближе к берегу в любом заливчике. Для успешной рыбалки мы запаслись большими катушками, крепкими лесками, грузилами по 200 грамм и более и такими крючками, что хоть якорь из них делай. Местные ловили на тяжелые длинные вертикальные блёсны с разноцветными насадками на крючках, но что-то без особого успеха. Когда крутить впустую катушки стало совсем невмоготу, всё-таки по 100 метров лески туда-сюда руки отваливаются, мы навязали классических руских донок с наживкой из резаной рыбы и это принесло успех. Через минуту первой же пойманной рыбиной, весом окола килограмма, было нечто странное с двойной парой передних плавников и усом из головы…

 

 
 

Тянуть ее было странно: сначала на спиннинге кто-то забился, потом борьба, потом затишье, будто сорвалось и только у самой поверхности стало понятно, что на крючке что-то тяжелое. После в каталоге обнаружили ее описание - какая-то длинная тресковая рыба «линг». Вкусная! За полчаса нашей добычей стал уже упомянутый крупный линг и почти десяток красно-медных морских окуней, после чего поехали домой так как руки от верчения катушек уже отваливались. Большая рыбонька была зажарена и с удовольствием съедена за ужином, оказалась очень вкусная. Назавтра отправились в то же место и с такими же снастями. На примерно такой же глубине поймалась точно такая же рыбина «линг», только в пять раз больше!!! (ну, или почти в пять :)))

 

Главное найти правильную глубину, тогда всё будет, даже когда по норвежским меркам не клюёт. Ни глубже, ни мельче не ловилось либо ничего, либо по здешним меркам мелочь. Одна рыба оказалась на редкость странной: вытащили вроде просто рыбешку граммов 400, но через 10 секунд цвет стал меняться: по всей тушке пошли ярко-голубые неоновые полосы. Нечто подобное видали в Красном море в Египте, но съедобно ли это? За помощью обратились к местным жителям, которые заявили, что «это что-то очень специфичное», более ничего путного выявить не удалось, но единодушно решили, чо есть её не надо. Решили пустить ее на приманку. Оставили в лодке до утра. Утром же с изумлением обнаружили, что около нашей лодки кто-то шуршится. Этот кто-то сбежал при наших вскриках, ловко плюхнулся в воду и … оказался морским котиком, каланом или кем-то в этом роде милым ластоногим. Нисколько не смущаясь, он нырял перед нами несколько минут с наглой усатой мордой и поплыл себе на противоположный берег. Подумайте только: Вы утром после завтрака вышли на балкончик потянуться, а тут такое! Норвегия потрясает, честное слово!

Одна рыба оказалась на редкость странной: вытащили вроде просто рыбешку граммов 400, но через 10 секунд цвет стал меняться: по всей тушке пошли ярко-голубые неоновые полосы. Нечто подобное видали в Красном море в Египте, но съедобно ли это? За помощью обратились к местным жителям, которые заявили, что «это что-то очень специфичное», более ничего путного выявить не удалось, но единодушно решили, чо есть её не надо. Решили пустить ее на приманку. Оставили в лодке до утра. Утром же с изумлением обнаружили, что около нашей лодки кто-то шуршится. Этот кто-то сбежал при наших вскриках, ловко плюхнулся в воду и … оказался морским котиком, каланом или кем-то в этом роде милым ластоногим. Нисколько не смущаясь, он нырял перед нами несколько минут с наглой усатой мордой и поплыл себе на противоположный берег. Подумайте только: Вы утром после завтрака вышли на балкончик потянуться, а тут такое! Норвегия потрясает, честное слово! Жаль только, что пока сбегал за фотиком, наглое ластоногое отплыло довольно далеко.

А вечером хозяева коттеджа пригласили нас к себе на национальный ужин. Все оказалось настолько изысканным в этой, в общем-то, провинции на самом краю Европейского континента. Крабы, морские гребешки, суп из мидий (сын хозяина-шурман на рыболовном судне…), домашнее пиво и тот самый упоминавшийся козий или овечий сыр со специфичным вином из абрикосов на десерт были выше всяких похвал. Ужин был явно не для туристов, эти норвежцы видели русских впервые, и мы им были явно интересны. За разговорами об обеих странах вечер прошел моментально.

 

8 января – воскресенье - решили посвятить поездке на Герангер-фьорд – самую известную достопримечательность Центральной Норвегии. Этот фьорд вдается в сушу больше чем на 130 км, длиннее только Согне-фьорд – 250 км. Зато Герангер- фьорд со знаком качества: он изгибается гораздо круче и сильно уже, кажется, что горы сходятся над тобой, когда проплываешь на пароме. К сожалению, зимой туристический маршрут парома закрыт, мы смогли поплавать только на регулярных рейсах. Зато нам удалось проехать по вершинам тех самых сходящихся над водой гор. Зрелище настолько захватывает, что дорогу троллей в 30 км мы ехали часа два, постоянно выскакивая из машины и любуясь красотой открывающихся видов. Огромные разноцветные водопады, туннели, пропасти, вертикально уходящие горы на высоту более 1500 м, серпантин дороги – все это не оставит равнодушным никого.

 
В самом конце фьорда, спустившись за полчаса с небес на самый уровень моря, мы поняли, что горы отсюда, снизу, нас задавили. Полнеба закрыто горами, мы в котле, со стен которого сыпется множество водопадов, и выходов отсюда только два: по воде - по лабиринту между гор или опять по серпантину такой узкой дороги. Зимой выход вообще один. Возвращались при закате Солнца, что тоже непередаваемо красиво, но ни фотографии, ни даже видеокамера передать ЭТОГО не смогут. Надо увидеть самим! Вообще же, если отступиться от сегодняшнего дня и настоящего местонахождения, то можем с уверенностью сказать: нигде еще мы не видали столь потрясающе- величественной красоты природы, как в Норвегии зимой. А ведь были и в Германии, во Франции, в Испании, Финляндии, Дании, Норвегии, Китае и Гонконге, Египте, на Майорке, в Турции на нашем юге и севере…Но нет, пожалуй, сочетание такой суровости и безумного уюта одновременно вероятно только тут.
В наш последний день пребывания в коттедже под Олессуном с утра начался шторм. Как сказали местные, штром сильный, но быает и сильнее, но вполне достаточный, чтобы в море на лодке выходить было стремно. Поэтому поехали смотреть красоты города, в частности, аквариум Северной Атлантики. Никогда бы не подумали, что тут, в весьма не дружественной среде, по сравнению с Красным морем, например, может водиться столько разных и красивых (!!) рыбин. Оказалось, что в Атлантике помимо известных всем трески, селедки, макрели (скумбрии по-нашему), морского окуня, палтуса и зубатки водятся 4 вида камбал, 3 морских ската, синий wolfish (очень недобрая тварь), морской черт (еще более недобрая тварь), ling (это типичная глубоководная морская рыба, которую мы и сами наловили вдоволь), омары, мидии, множество других видов рыб и настолько глубоководные рыбины, что видали таких только в журнале «Гео». В бассейне со скатами ждало потрясение; скаты почему-то охотились на нас таким образом: только опускаешь в воду руку, как несколько скатов и огроменных камбал пикирует на нее, буквально выпрыгивает из воды и пытается не упустить момент дотронуться.
 
Нам показалось, что рыбы приучены: кто-то подошел к краю бассейна – будет еда. Возможно потому, что зимой туристов совсем немного, ходят-кормят только служащие, возможно, потому что их кормят эти самые туристы летом. Не знаем, но играли так с ними не меньше часа, будто дети. Кстати, детям тут понравится невероятно. В общем, больше двух часов пролетели, как одна минута. Возвращение домой оказалось небольшой проблемой. Шторм разыгрался настолько, что паром, обслуживающий федеральную трассу, качало конкретно, вода захлестывала через борт. Думали, что рейсы отменят. Но нет, странно, но все ходит строго по расписанию. Снова удивительная страна: шторм, ветер, дождь, снежные заносы – транспорт приходит-уходит минута в минуту. Очень интересные ощущения, когда заезжаешь на палубу маленького парома во время сильной качки, словами передать трудно- надо чувствовать.
На следующий день утром распрощались с хозяевами коттеджа и двинулись назад. Чем дальше отъезжали от Атлантики, тем ближе чувствовали дыхание зимы. В Лиллехаммере уже вовсю лежит снег и лёгкий морозец. Остановились в том же живописном мотеле «Бьорн Кро» (http://www.bjornskro.com/), номер забронировали накануне ещё в Олесуне, в интернет-автомате торгового центра. Оказалось, что в этом «Бьорн Кро» работает парень, который в детстве жил на Украине и когда среди брони хозяин мотеля, г-н Бьорн, увидел, что второй раз прибудут одни и те же русские, то он специально переставил дежурства так, чтобы именно он был администратором во время нашего пребывания. Пообщались с пареньком, узнали от него много интересного об укладе жизни в Норвегии и ещё больше зауважали эту страну. Спать пошли пораньше так как предстоял перегон сразу до Стокгольма, минуя Осло.

 

Честно говоря, не хочется в рассказе о путешествии в Норвегию много писать о Стокгольме. Поэтому только отрывочные мысли:

• По Стокгольму есть отличные путеводители, написанные с любовью.
• В черте города все стоянки платные, то есть за любую парковку заплати. Так что при выборе гостиницы узнайте входит ли в прайс паркинг.
• Может я конченный сухарь и пробитый враг креатива, но канареечно-зелёно-розовый шарф или повязанные на голову колготки в сочетании с деловым костюмом это бред, а не дизайн.
• Стиль ИКЕЯ из г... конфетку придумали шведы и это видно, особенно в метро.
• Королевский замок похож на комод, а вот церковь за ним классная.
 
• Плавучие гостиницы вот это реально креатив и без колготок на голове.
• Шопинг, особенно по деловой одёже, это не для меня, но тут это тема.
• Силья Лайн круче Викинга и СиВинда, но спящему человеку это по фигу.
Пару дней потусовались в Стокгольме и ровно в пятницу 13 января ночным паромом Силья Лайн «Фестиваль» отбыли в Турку. Очень приятно было снова побывать именно на этом корабле так как у нас есть интересные воспоминания как мы перегоняли себе из Германии машину и именно на «Фестивале» попали в ТАКОЙ шторм, что со столов падало не то, чтобы пиво, а даже пепельницы. А идущий нам навстречу Викинг налетел на скалу и терпел бедствие. Я всё мечтал, что и в это раз будет не то чтобы шторм, а хотя бы лёгкая качка, но море было гладким и шоу не удалось. Разве что забавно было вспоминать, что Титаник тоже уходил 13-го в спокойную погоду, а сегодня была ещё и пятница. 

 

Далее дорога до границы уже известна наизусть, разве что никак не привыкну к безумному разочарованию, когда пересекаешь границу. Только что был автобан с разметкой и разделителем, как сразу слепая грязная дорога и горы мусора на обочинах…

 

В Питере решили переночевать в нашей любимой маленькой гостинице. При попытке поздно вечером найти работающий ресторанчик, нам попадались только прокуренные бары с громкой музыкой, благо на пути оказалось маленькое грузинское кафе, которое уже закрылось, но хозяева внутри ещё отмечали Рождество и на наш стук открыли нам, накормили вкусной едой, напоили отличным вином, и вообще устроили праздник и нам тоже, так что от нашей депрессии от встречи с родиной, не осталось и следа.

И пусть пока кучи мусора по обочинам и проблемы с разметкой, порядок постепенно придёт, зато народ у нас КЛАССНЫЙ! На том пока прощаюсь, до новых рассказов!